Советы учителя-дефектолога

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников с ТНР»

пр678Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Тяжёлые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики.

Для  преодоления  речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку больше времени ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родителям необходимо формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с учителем-дефектологом.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном.

     Чистое произношение и развитая речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. Если родители уделяют недостаточное внимание к развитию речи своих детей, то появляются проблемы в виде нарушений произношения, невыговаривания или искажения звуков. Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию вашему ребенку помогут  учитель-дефектолог, воспитатели дошкольного учреждения. Но основную работу в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители.

  Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

      Но, к сожалению,  хочется отметить: очень часто в коррекции речи детей принимает участие только учитель-дефектолог. А ведь при таком подходе, положительные результаты появятся гораздо позже, и закрепление звука может тянуться месяцами, если не годами. Часто родители воспринимают дефектолога, как врача – «Работайте, а мы в стороне». Но ведь у педагога нет «волшебной таблетки», выпив которую ребенок идеально заговорит.

     Проблема оказания помощи ребёнку совсем не простая. Но главное знать, что все трудности преодолимы. Нужна только доброта и терпение родителей и учителя-дефектолога, и их совместная работа. У ребёнка необходимо формировать волевое усилие к занятиям. Вначале будет трудно, но потом при систематических занятиях ребёнок сам будет просить позаниматься с ним. В этот момент никогда не отказывайте ему, как бы заняты вы не были. Не забывайте время от времени повторять даже то, что было хорошо усвоено. Для того, чтобы ваша работа с ребёнком была более эффективной, она должна быть систематической, а лучше ежедневной.

      Коррекция звукопроизношения - это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период очень важна. Не надо думать, что речевые нарушения исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль.

Кроме того, родителям  рекомендуется научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

                                   

Рекомендации для родителей

 

  • родителям необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка, следить за правильностью собственной речи.
  • речь родителей должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.
  • дома чаще читайте своим детям стихи, сказки, загадки, пойте песенки.
  • на улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.
  • избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Помните! Никакие  воспитатели и учителя-дефектологи не добьются быстрых результатов без эффективной и умелой помощи родителей. Родители должны понимать, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно сотрудничество учителя – дефектолога, воспитателей  и родителей определяет успешность всейкоррекционной работы и способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, а также позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.

 Учитель-дефектолог Серебренникова Е.О.

свернуть

Консультация "Интернет – ресурсы как средство развития познавательной сферы и речи детей"

Мир, в котором живёт и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Информационные технологии входят в жизнь ребёнка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие.  К информационным технологиям, которые способствуют развитию познавательной сферы и развитию речи, можно отнести: компьютерные развивающие игры, обучающие мультфильмы, аудиоматериалы, видеоматериалы. 

Но, прежде чем рассмотреть некоторые полезные интернет ресурсы для детей,  хочется напомнить, что компьютер, телефон, планшет не должны становиться главным «воспитателем» детей. Чрезмерное увлечение может принести ребенку вред. Время работы за компьютером для дошкольников разное и зависит от возраста детей. Так, детям до 6 лет можно заниматься не более 20 минут в день, и то желательно с 1-2 перерывами. Детям (7-8 лет) можно увеличить время до 30 минут в день. Родителям также не следует забывать о других правилах, сохраняющих здоровье: занятия за компьютером нужно чередовать с подвижными играми или физическими упражнениями, а компьютерные игры, требующие быстрой мышечной и зрительной реакции, – с более спокойными (головоломками и логическими играми). Если родители смогут подойти к обучению ребенка за компьютером ответственно, оно станет для него полезным и безопасным.

 

Полезные интернет-ресурсы для детей и родителей:

https://bukvar-online.ru/   - сайт «Букварь онлайн» - это целый комплекс занимательных игр, направленных на изучение букв и обучение чтению слогов, слов и простых предложений. В него включено много заданий на развитие фонематического слуха у детей. Не секрет, что хорошо развитый фонематический слух - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам. Данный сайт также подходит для этапа автоматизации поставленных звуков.

http://www.poznayka.ru/ — сайт «Познайка»- детский сайт для родителей. Вашего ребёнка ждут развивающие игры, раскраски, аппликации и многое другое.

http://detki-d.narod.ru/ -  сайт «Детки - народ» создан для развития детей, чтобы подготовить их к школе, развить мышление, логику, сообразительность, творчество .

https://iqsha.ru/ - сайт «Айкьюша» - это развитие и обучение детей в игровой форме. Задания и упражнения нацелены на всестороннее развитие детей разных возрастных групп. Для малышей от 2 до 4 лет разработаны специальные развивающие и обучающие игры, стимулирующие тягу к знаниям и позволяющие легко усваивать новый материал. Для детей-дошкольников от 5 до 7 лет опытные педагоги и психологи разработали программу легкой и увлекательной подготовки к школе. Все задания и игры направлены на гармоничное развитие правого и левого полушарий мозга. Эффективно помогают осваивать необходимые навыки для поступления в школу. Все задания сопровождаются озвучкой от профессиональных дикторов, что упрощает обучение детей, не умеющих читать.

Интересными для детей и актуальными для работы по коррекции речевых нарушений являются  игры:

https://learningapps.org/12054644 - автоматизация звука [С] в словах.

https://learningapps.org/10709348  - автоматизация звука [С]  в чистоговорках.

https://learningapps.org/8089966 - автоматизация звука [Ш]   в связной речи, составление рассказа по серии картинок.

https://learningapps.org/10425558 - автоматизация звука [Л]  в связной речи, составление рассказа по серии картинок.

https://learningapps.org/6460265- автоматизация звука [Р] словах.

https://learningapps.org/10992842 - автоматизация звука [Л] в предложении «Что ела Мила?»

https://learningapps.org/11197804 -    автоматизация звука [Л] в словах, определение места звука  в слове.

 https://learningapps.org/14726179  - автоматизация звука [Р] в словах, определение места звука  в слове.

https://learningapps.org/305133 автоматизация звука [Ш] в словах .

https://learningapps.org/9129637- автоматизация звука [Ш] в словах .

https://learningapps.org/6605679 - дифференциация звуков [С]- [Ш]  .

https://learningapps.org/2244497 - дифференциация звуков [Ш] -[Ж] .

https://learningapps.org/10550337 - дифференциация звуков [Ш] -[Ж].

https://learningapps.org/6573949 - дифференциация звуков [Л] -[Р].

https://learningapps.org/7683498 - - дифференциация звуков [Л]- [Л*].

Игры с использованием интернет-ресурсов  очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают специальные компьютерные программы, добиваясь правильного решения игровых задач. Формируя правильные понятия у ребенка и не пуская все на самотек можно получить положительный результат использования компьютерных развивающих игр.

 

Подготовила: Е.С.Паталей, учитель-дефектолог.

свернуть

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до детского сада или возвращаетесь домой. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря) Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т.д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка) Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?) Синий лед похож на… 

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на… 

Блестящая на солнце паутина похожа на… 

День похож на…

Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.  

Игра «Говорим и думаем» (закрепление многозначности слова)

Иногда мы говорим одинаковые слова, но думаем о разных предметах. Найдите в стихотворении слова, которые звучат одинаково.

В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок с черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку. (И. Токмакова)

Вспомните, применительно к каким предметам используют слова: ручка, коса, ключ, глазок, ножка, язычок…       Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.)

Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.

Мама, сын (дочь) – что делают?

Летит, клюет – кто?

Дерево, цветы – что делают?

Сидит, стоит – кто?

Кошка, собака – что делают?

Льется, журчит – что? Шумит, дует – что?

Дождь, снег – что делают?

     Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове)  Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова.

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...

     Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

    Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)

листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и тд.

     Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида). Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

     Игра « Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.       Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).

Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

Игра «Исправь предложение» (исправление смысловых ошибок в предложении) Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. -Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) - Пол бежит по кошке. - Наташа жила у ежика. - Снежная баба лепит Ваню. - Катя ужалила осу. И т. д

Игра «Отгадай предмет по названию его частей» 

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево)..

Игра «Отгадай, что это»

 Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху….

Игра «Назови лишнее слово»

 Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». -  шкаф, кастрюля, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….

Игра «Один –много» (образование множественного числа существительных): сорока – сороки, берёза - берёзы, машина -машины

Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):

синица – синичка, кошка-кошечка…..

Игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их» ( рассмотреть листья деревьев и засушить их для гербария).

Игра «Пересчет деревьев» (согласование существительных и числительных):

один тополь, два тополя, три тополя, четыре тополя, пять тополей;

одна береза, две березы, три березы, четыре березы, пять берез….

Игра «Какой? Какая?» Подобрать как можно больше признаков к     предмету (согласование прилагательных с существительными):

лиса (какая?)… ,

белка (какая?)…,

заяц (какой?)….

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.                            

 

Подготовила:

Учитель дефектолог

 Паталей Е.С

свернуть

Роль родителей в формировании правильной речи у дошкольников

Консультация для родителей:        

«Роль родителей в формировании правильной речи

у дошкольников»

 

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью это сложный, многосторонний психический процесс. Её появление зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речевой аппарат достигнут определённого уровня развития.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает речевой опыт от окружающих т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. Поэтому, так важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своей речью. Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка и впоследствии он может так же не заботится о том, как его речь воспринимается слушателями.   

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки…. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь, а родители правильно оценивали его речевое развитие

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

 Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо «смори» вместо «смотри»«не бежи» вместо «не беги»«ваще» вместо «вообще» и т. д.

Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Речь взрослых - пример для детей. В разговоре дети используют не только интонацию взрослых, но даже их манеру говорения. Поэтому взрослым нужно следить за своей речью не только в беседе с детьми, но и в разговоре между собой в присутствии детей. Много значит, когда в семье дружные отношения, разговаривают спокойно, вежливо, ласково и ребенок не слышит грубого слова.

Взрослые должны самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Правила, которые следует помнить:

  1. Если к Вам обратились с вопросом, отвечайте вежливо, полным предложением. Четко произносите слова и звуки, говорите так, чтобы было понятно.
  2. Внимательно выслушивайте советы старших - так и Вас будут выслушивать Ваши дети.
  3. Здоровайтесь при встрече с друзьями, знакомыми и приучайте это делать своего малыша. Слова приветствия или прощания говорите с улыбкой, доброжелательно – то же самое, будет делать Ваш малыш.
  4. Учите ребёнка обращаться к взрослым на «Вы».
  5. Не забывайте извиниться за допущенную неуместность в поведении.
  6. Благодарите за оказанную Вам помощь, заботу, внимание - научите этому ребенка.

7.Используйте   слова«пожалуйста»«спасибо»«прошу»«извините»«всего хорошего»«позвольте»«до свидания»«добрый день».

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира. Чтобы ребенок смог получить бол ьше и разнообразнее информации об окружающем, взрослые, должны помочь ему в этом. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речи.

Предоставьте ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств:

он должен:

- видеть;

-слышать;

-трогать руками;

-пробовать на вкус;

- чувствовать различные элементы окружающего мира.

Слушать правильную речь взрослых и повторять то, что он услышал- это несомненно необходимое условие: ребенок слышит речь окружающих и по аналогии пользуется ритмом, интонацией, словами, выражениями в своей речи. Но ребенок не только имитатор, он – творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он непросто использует в своей речи готовые заученные образцы, но и открывает законы, по которым сам создает новые уникальные высказывания. Помните, хорошие результаты достигаются долгой и упорной работой.

 

 

Учитель-дефектолог: Паталей Екатерина Станиславовна

 

 

 

 

 

свернуть

"Мы слышим сердцем"

Информация для родителей, имеющих ребенка с нарушением слуха

"МЫ СЛЫШИМ СЕРДЦЕМ"

 

 

 

свернуть

Консультация для родителей "Бесплатный тренажер"

Поговорим о нюансах, о которых многие родители даже не подозревают.

Родители малышей👶 и детей постарше часто используют в детском рационе мягкую, перетертую пищу. Потому что:

🔷 это удобно –дома у всех блендеры, а в магазинах полно различных пюре, растворимых каш и т. п.

🔷мамы часто боятся, что ребенок может подавиться

🔷сокращается время кормления - глотать то быстрее, чем жевать.

Казалось бы – столько плюсов! Но родители не знают или не задумываются о некоторых важных вещах. 🔴Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляционных мышц. 🔴Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться между зубами, может наблюдаться слюнотечение. Низкий тонус мышц может привести к нарушению звукопроизношения,. 🔴Приоткрытый рот формирует неправильный (ротовой) тип дыхания. 🔴Формируется неправильный прикус.

Приучить малыша к пережёвыванию небольших кусочков пищи желательно к году, иначе мышцы языка не будут развиваться. В последующем, когда ребёнок получает что-то твёрдое, он будет просто выплёвывать или же сработает рвотный рефлекс. Начинать можно с отварных овощей (кусочки кабачка🥒, картофеля🥔, моркови🥕), фруктов (банан🍌, яблоко🍈) уже с 7-8 месяцев. Даже когда зубов ещё вовсе нет, дети могут жевать дёснами.

БЕСПЛАТНЫЙ ТРЕНАЖЕР для развития речи-обычная морковка и яблоки, нарезаем кусочками и предлагаем ежедневно! Сначала, естественно, под присмотром. Мясо предлагаем не только в виде котлет, тефтелек, фрикаделек, но и в отварном виде, отбивные и т. д. Кто ещё не выбросил блендер?!

Информацию подготовил учитель-дефектолог Паталей Е.С.

по материалам интернет-источника  https://www.instagram.com/p/CA2d23phaPr/

свернуть

Консультация «Массаж карандашами в логопедической коррекции»

«Массаж карандашами в логопедической коррекции»

  Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что  упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

    В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

    В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный  массаж, заключающийся в сгибании и разгибании  пальцев годовалого малыша,  вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика.

Яркий пример тому –   потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.

Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета, с помощью карандаша.  Такой массаж игры с карандашами будет стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев. Особый интерес массажные упражнения вызывают  у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Рекомендации к проведению данного вида массажа:

  1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно наблюдать, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помоги ребенку или научите его помогать себе второй рукой.
  2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.
  3. Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождать их короткими рифмованными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль за тем, как выполняются заданные движения.

Варианты упражнений:

   1) «Эстафета»

Передача карандаша поочерёдно каждому пальчику из правой в левую руку.

Инструкция: «Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам.

Рифмовка: «Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду».

  2) «Добывание огня»

Прокатывание карандаша ладонями

Инструкция: «Положи карандаш на правую ладошку. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй сделать это сразу с двумя карандашами».

Рифмовка: «Карандаш катать я буду, может быть, огонь добуду».

 3) «Качалочка»

Прокатывание карандаша между пальцами. Массаж межпальцевой зоны.

Инструкция: «Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить».

Рифмовка: «Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет».

Использование перечисленных упражнений доказало следующее:

1) Они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

2) Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

3) Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения пальцев рук и последовательность движений. У ребёнка развивается воображение и фантазия.

3) В результате усвоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Учитель-дефектолог Серебренникова Е.О.

свернуть

Консультация для родителей "Речь родителей – образец для ребёнка"

Речь родителей – образец для ребёнка

 

Любой родитель хочет видеть своего ребѐнка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребѐнок. Чѐткая, грамотная речь пригодится в любой сфере деятельности.

Очень большое значение для развития речи ребѐнка имеет речевая среда, в которой он растѐт. Ребѐнок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки и дедушки должны постараться, чтобы их речь была образцом для малыша. Ведь ребѐнок изначально не знает, как нужно правильно говорить. Он обращает внимание на взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать еѐ, постепенно приближаясь к образцу.

Хотелось бы рассказать родителям о некоторых ошибках, которые допускают некоторые из них, общаясь с малышами.

•   Есть такие родители-«молчуны», которые из-за своих индивидуальных особенностей совсем мало разговаривают между собой, почти не общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает в своѐм развитии, поскольку у ребѐнка есть возможность подражать только молчанию. Вот малыш и молчит. Молчать в таких условиях будет даже ребѐнок с нормально развитым речевым аппаратом. Ну, а если у ребѐнка имеются какие-нибудь нарушения в центральном или периферическом отделах речевого аппарата, то ему будет очень сложно начать говорить.

Из этого нужно сделать вывод, что с ребѐнком и в его присутствии нужно разговаривать обязательно. С самых первых дней его жизни необходимо разговаривать с ребѐнком. Речь должна быть эмоциональной, ласковой, сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с малышом способствует его полноценному развитию.

•     Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков, говорят быстро, невыразительно, нечѐтко проговаривают окончания. Таким же образом они разговаривают с малышом, отвечают на заданные ребѐнком вопросы.

В этой ситуации ребѐнок также лишѐн полноценного образца для подражания. Это также может привести его к возникновению речевых проблем.

Чтобы малыш не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, чѐтко проговаривая окончания слов.

 

•   Иногда случается, что детей дошкольного возраста (а это период активного речевого развития) «отправляют» в деревню к бабушке. Как правило, бабушки больше обращают внимание на физическое здоровье детей, а их речевому развитию не уделяют достаточного внимания.

В таких случаях речь ребѐнка к моменту поступления в школу часто оказывается недостаточно развитой.

  • Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т.е. воспроизводят все недочѐты детской речи. Это также является одним из видов неблагоприятного воздействия на речь ребѐнка.

Последствия такого поведения со стороны взрослых будут негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования своей речи.

Хотелось бы донести до родителей, насколько важно правильно разговаривать с малышом.

Ведь из-за того, что ребѐнок находится в условиях неблагоприятной речевой среды, дефекты речи могут появиться даже у детей с нормально развитым речевым аппаратом. Если у ребѐнка есть какие-нибудь отклонения в речевом аппарате, то последствия могут быть очень серьѐзными.

 

Дорогие родители! У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребѐнка всѐ будет хорошо.

 

Учитель-дефектолог Паталей Е.С.

Материал с сайта - https://infourok.ru

свернуть
поделиться в:
Меню раздела