Фольклор – это бесценное национальное богатство. Это огромный пласт духовной культуры белорусов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий.
Белорусский национальный фольклор – один из самых богатых в славянском мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. Терпимость, добродетельность, как традиционные христианские добродетели, постепенно стали отличительными чертами белорусов. Более того, они соседствуют с такими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят загадки, пословицы и поговорки.
Фольклор – наилучшее средство воспитания детей. Тот, кто умеет увлечь детей: колыбельной, потешкой, песенкой добивается в воспитании быстрых и видимых результатов. Малыши начинают говорить первые слова, делать осознанные движения и жесты, меньше волнуются, капризничают.
Пословицы и поговорки (бел.прыказкі і прымаўкі) прочно ложатся в память. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции.
- Паспех – людям на смех;
- Памалу едучы, далей будзеш;
- Пераначуем – болей пачуем;
- Дзе нянек многа, там дзіця бязнога;
- Што душа мае, тым і прыймае.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).
- Ляцяць птушкі без крыл, садзяцца без ног (Снег);
- Ляжыць сярод градкі зялены і гладкі (Агурок);
- Есць зяленую траву, і гаворыць так: «Му-му».
Любіць грушу спелую, дае вадзіцу белую (Карова).
Пестушки и потешки –средствами воспитательного воздействия. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.
Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом – легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение. В пестушках учитываются все основные моменты физического развития ребенка. Когда он начинает становиться на ножки, ему говорят одно; ребенка, делающего первые шаги, учат тверже стоять на ножках и при этом говорят другие пестушки. Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое – наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.
В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.
- Потешки (бел. Забаўлянкі): “Сонейка-сонца”, “Мышка-мышка, дзе была?”, “Верабейчык”, “Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока”, “Кукарэку певунок” і г.д.
- Пестушки (бел. Пестушкі): “Ідзе каза рагатая”, “Ой, бычок, мой бысенка” і г.д.
Сказки (бел. Казкі) являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
- «Лісіца-хітрыца», «Заяц і вожык», «Курачка-рабка», «Піліпка-сынок», «Коцік, пеўнік і лісіца», «Пых», «Як кот завяроў напалохаў».
Песни – одна из основных составляющих белорусского фольклора. В ни есть качества, которые необходимы для развития первых музыкальных навыков. Слушая или исполняя простой напев, который складывается из одной-двух нот, дети развивают чувство ритма, учатся усиливать звучание на сильных долях такта, понимать и чувствовать характер музыкальных произведений. Первые музыкальные впечатления способствуют также приобщению к белорусской культуре с детства, воспитывают чувство Родины. Уже дети раннего возраста проявляют признаки радости, оживления при первых звуках знакомых песен, когда слушают их в исполнении взрослого. Колыбельные, потешки вызывают положительные эмоции и первые эстетические критерии. Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.
Народная песня является важным средством формирования певческих навыков детей. Она не только обладает большим вокально-педагогическим потенциалом, но и является эффективным средством идейно-эстетического и морального воспитания детей. Объясняется это тем, что многие фольклорные песни, совершенные по форме, высокоидейные по смыслу и доступные для использования детьми. Эти песни проникнуты жизнью, восприятием самого народа, объективно отражают его прошлое и будущее.
- Песні: «Калыханка», «Касіў Ясь канюшыну», «Купалінка» і г.д.
В развитии чувства ритма, повышении двигательной активности, пластики телодвижений большую роль играют белорусские народные танцы, такие как: «Лявониха», «Крыжачок», «Микита», «Каза», «Юрачка», «Бычок» и другие.
Приобщению детей к белорусской культуре способствует проведению в нашем дошкольном центре белорусских народных праздников для детей старших групп, таких как: «Каляды», «Гуканне вясны», «Масленица», «Вяликдень». Такие праздники вызывают у детей положительный эмоциональный отклик и формирует интерес к белорусскому фольклору.
Белорусские народные игры. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражались образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о смелости, желании быть сильным, ловким. Отражалось умение красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, находчивостью, стремлением к победе. Игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных событий, обладающий великой воспитательной силой. Народная игра – одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. В белорусских народных играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и ловля предметов, силовая борьба. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне.
- “Зінька”, “Лясь, лясь, уцякай!”, “Прэла-гарэла”, “Грушка”, “Вожык і мышы”, “Адгадай, чый галасок” і др.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.
Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм славянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
К сожалению, в наши дни в семьях белорусский фольклор мало используется или вообще не используется для воспитания детей. Сегодняшние родители чаще всего сами не знают фольклора и не представляют, как знакомить детей с ним. И задача воспитателя дошкольного образования восполнить эту потерю использованием белорусского фольклора в развитии и воспитании детей. Для решения этой задачи планируется проведение семейных белорусских обрядовых праздников, разработка консультаций для родителей о необходимости использования белорусского фольклора в развитии детей, чтоб хоть как-то донести родителям значимость, напомнить о давно забытом или познакомить с тем, чего не знают.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Подготовила воспитатель дошкольного образования Комкова В.Р.
Интернет-источники
- https://udo27.oktobrgrodno.gov.by/образовательный-процесс/наши-группы/12-старшая-группа/документ-17273.html Дата доступа: 29.11.2023
- https://cyberleninka.ru/article/n/belorusskiy-folklor-belaruski-falklor-materiyaly-i-dasledavanni-zbornik-navukovyh-prats-vyp-1-minsk-belaruskaya-navuka-2014-464-s Дата доступа: 29.11.2023