«Эффективные методы взаимодействия с законными представителями воспитанников по приобщению детей дошкольного возраста к основам безопасности жизнедеятельности»
Воспитывает ребёнка всё:
люди, вещи, явления,
но прежде всего – люди ...
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.
Задача нас педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными ситуациями.
Тесное сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Задачи педагога заключаются в том, чтобы:
- Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
- Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, и т. д.).
- Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т. д.).
- Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«101», «102» и «103» и т. д.).
- Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать, родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
- Подчеркивать роль взрослого в формировании безопасного поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т. д.
- Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
- Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Цель работы с родителями по формированию основ безопасности –
создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Формы и виды работы с семьей:
- Традиционные
- Анкетирование, тестирование, опрос
- Беседы
- Игры-тренинги
- Совместные экскурсии.
- Просветительские – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми
- Папки–передвижки
- Консультации
- Выпуск буклетов
- Выставки рисунков
- Мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС
- Показ открытых мероприятий
- Дни открытых дверей
- Памятки для родителей.
- Нетрадиционные:
- Исследовательские проекты, ролевые игры
- Круглый стол
- Участие в конкурсах.
Основа в эффективности работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников это положительный пример поведения взрослых. Поэтому основной задачей детского сада является создание организационной структуры скоординированной деятельности педагогов и родителей, которая приведет к согласованы действиям. В этих целях представляется возможным широко использовать проектную деятельность, которая является инновационным подходом в организации образовательного процесса.
В игротеке групп желательно сосредоточить материал к сюжетно-ролевым играм «Скорая помощь», «Мой дом», «Милиция», «Я водитель», «Я пешеход»; материал к дидактическим играм «Светофор», «Дорожные знаки» и т.д.
На территории нашего дошкольного учреждения оформлена разметка по дорожному движению, используем большие дорожные машины. Так мы изучаем правила дорожного движения в летний период.
Как уже было сказано, одно из важнейших направлений работы это работа с родителями.
В работе с родителями используем следующие принципы:
- Индивидуальный подход
- Сотрудничество, а не наставничество
- Системность
- Гуманизация подходов к родителям
Как следует из практики, эффективными формами работы с родителями являются и такие, как:
- Создание папок-передвижек, в которых есть файлы с набором дорожных знаков для изучения с детьми, файлы с различными дидактическими играми, загадками, пословицами для обсуждения с детьми дорожных ситуаций, и многое другое. Всё это можно взять домой и поиграть с ребёнком.
- Оформление буклетов («Автошкола» «Безопасность детей летом», «101, 102, 103» и др).
- Выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, совместные творческие работы детей и родителей на тему безопасности, по правилам дорожного движения.
- Родительские собрания, где неоднократно говориться, что лучший урок безопасного поведения ребёнка – это пример окружающих ребёнка взрослых.
Возможны следующие направления работы воспитателей с родителями:
- Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
- Ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
- Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
- Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
Безопасность детей - почти всегда дело рук их родителей. Необходимо быть внимательным к своему ребенку, быть достойным его доверия - и большинство несчастных случаев можно будет предупредить.
Консультацию подготовил воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории Крылова Л.М.