Педагогический проект
Методическое сопровождение повышения професиональной компетентности педагогов в речевом развитии дошкольников
Актуальность
В последнее время в нашем обществе возрастает количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Причины такой неутешительной негативной динамики многогранны: это и особенности экологии, и снижение количества детей, имеющих первую группу здоровья, и процессы, происходящие в социуме (интенсивная компьютеризации, информатизация и т.п.), и вытекающие из этого психологические факторы.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна и для нашего учреждения дошкольного образования, т.к. процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким (70-80%).
Однако, в реализации задач речевого развития дошкольников в соответствии с «Учебной программой дошкольного образования», одним из решающих факторов является профессиональная подготовка педагогов.
С целью совершенствования профессионализма воспитателей, методическое сопровождение образовательного процесса включает в себя следующие основные направления работы:
- работа по углублению и систематизации знаний педагогов по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста;
- создание развивающего образовательного пространства на каждом возрастном этапе;
- совершенствование профессиональных компетенции в вопросах речевого развития дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при организации работы по речевому развитию детей одним из определяющих факторов является повышение профессионализма, развитие творческого потенциала каждого педагога с целью достижения оптимального уровня образования воспитанников.
Цель и задачи
Цель
повышение компетентности педагогов учреждения дошкольного образования в речевом развитии детей дошкольного возраста;
Задачи
- Изучить уровень сформированности речевых навыков дошкольников;
- Изучить уровень педагогической компетентности специалистов учреждения дошкольного образования по вопросу речевого развития дошкольников;
- Разработать и внедрить систему методического сопровождения при организации образовательного процесса с воспитанниками, учитывая уровень профессиональной компетентности каждого специалиста;
- Обеспечить и совершенствовать развивающее образовательное пространство в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;
- Направить методическую работу на совершенствование профессиональных компетенций;
- Изучить результаты эффективности методического сопровождения педагогов по вопросу речевого развития дошкольников;
- Оформить проектный продукт – методические и дидактические средства (описание интерактивных методических мероприятий (методические разработки, методические рекомендации), буклеты, памятки, опросники, в т.ч. на основе электронных версий);
- Представить опыт реализации педагогического проекта педагогической общественности района через выступления на методических объединениях, публикации в средствах массовой информации.
Календарный план
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
реализации педагогического проекта
«Методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности педагогов в речевом развитии дошкольников»
на 2019/2020 учебный год
№ |
Мероприятия |
сроки |
Ответственный |
1. |
Практикум «Звуковая культура речи» (с использованием приема «Перепутанные логические цепочки») |
сентябрь 2019 |
Заместитель заведующего по ОД |
2. |
Семинар-практикум «Индивидуальная работа с воспитанниками по развития речи» (с использованием приема «Таблица З-Х-У») |
октябрь 2019 |
Крылова Л.М., воспитатель дошкольного образования |
3. |
Семинар-практикум «Особенности обучения белорусскому языку» |
ноябрь 2019 |
Печенова Т.Т., воспитатель дошкольного образования |
4. |
Анализ, интерпретация и обобщение результатов реализации проекта |
декабрь 2019 – февраль 2020 |
Заместитель заведующего по ОД |
5. |
Описание проектного продукта |
январь-февраль 2020 |
Заместитель заведующего по ОД |
6. |
Распространение опыта работы среди педагогической общественности: подготовка публикации по итогам реализации педпроекта |
март-апрель 2020 |
Заместитель заведующего по ОД |
7. |
Подготовка презентационных материалов (по результатам реализации педагогического проекта) |
март-апрель 2020 |
Заведующий Мазаник Е.Н.; Заместитель заведующего по ОД |
8. |
Практические задания для воспитателей дошкольного образования для формирования «Методического портфолио» (по направлениям речевого развития) |
ежемесячно |
Заместитель заведующего по ОД воспитатели дошкольного образования всех возрастных групп |
9. |
Самообразование педагогов по аспектам речевого развития детей |
по плану самообразования |
Заместитель заведующего по ОД воспитатели дошкольного образования всех возрастных групп |
10. |
Предоставление результатов реализации педагогического проекта |
май 2020 |
Заведующий Мазаник Е.Н.; Заместитель заведующего по ОД |
Программа реализации педагогического проекта
Программа реализации педагогического проекта
«Методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности педагогов в речевом развитии дошкольников» 2017 – 2020 годы
Этапы и сроки |
обеспечение реализации программы |
содержание работы |
результат |
||
педагоги |
воспитанники |
родители |
|||
подготовительный (сентябрь 2017 – август 2018 г.).
|
организационно-управленческий компонент |
Создание педагогической команды, распределение обязанностей педагогов- участников проекта |
|
|
Педагогическая команда: определение ее состава и распределение обязанностей |
организационно-управленческий компонент |
Оценка соответствия кадровых и образовательных ресурсов |
|
|
Определена степень соответствия кадрового потенциала; наличие необходимых образовательных ресурсов. |
|
организационно-управленческий компонент |
Создание локальных нормативных документов |
|
|
Локальные документы, программа, планы |
|
организационно-управленческий компонент |
Определение критериев оценки и контроля результатов |
|
|
Определены критерии оценки и контроля результатов |
|
организационно-управленческий компонент |
Создание системы мер поощрения |
|
|
Система поощрения |
|
психолого-педагогический компонент |
|
Педагогическая диагностика речевого развития детей всех возрастных групп |
|
Аналитические материалы по результатам диагностики |
|
психолого-педагогический компонент |
Выявление затруднений педагогов и их образовательных запросов |
|
|
Аналитические материалы по результатам анкетирования |
|
психолого-педагогический компонент |
Диагностика уровня профессиональной подготовленности педагогов к организации речевой работы с дошкольниками; дифференциация педагогов по уровню педагогического мастерства с целью планирования работы |
|
|
Аналитические материалы по результатам диагностики |
|
методический |
Тематический контроль (занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения», нерегламентированная деятельность (организация взаимодействия педагогов с детьми, активизация речевого общения, дидактические игры, художественно-речевая деятельность и т.д.) |
|
|
Аналитические материалы по результатам контроля |
|
методический компонент |
Аналитическое изучение методической и психолого-педагогической литературы |
|
|
Картотека методической и психолого-педагогической литературы |
|
методический компонент |
Повышение квалификации педагогов, участников реализации педагогического проекта (по плану отдела образования, спорта и туризма; через участие в семинарах (вебинарах) в МОИРО, АПО); |
|
|
Повышение квалификации педагогов |
|
Практический (сентябрь 2018 – ноябрь 2019 года).
|
методический компонент |
Консультационно-просветительская работа по теме реализации педагогического проекта |
|
|
Материалы семинаров, консультаций; методические разработки |
методический компонент |
Активные и интерактивные формы работы с педагогами по основным линиям речевого развития дошкольников |
|
|
материалы методических мероприятий |
|
методический компонент |
Разработка методических памяток и рекомендаций |
|
|
памятки, рекомендации, буклеты |
|
методический компонент |
Тестирование, опросы по основным линиям речевого развития дошкольников |
|
|
Тесты, опросники (в т.ч. в Googl-форме) по основным линиям речевого развития дошкольников |
|
методический компонент |
Оформление «Методического портфолио» по речевому развитию дошкольников |
|
|
«Методическое портфолио» воспитателя дошкольного образования по речевому развитию дошкольников |
|
методический компонент |
Оформление методических и дидактических материалов по основным линиям речевого развития дошкольников (практические задания педагогам) |
|
|
Картотеки игр, компьютерные игры, разработки конспектов специально организованной и нерегламентированной деятельности; комплексы диагностических игр и упражнений по основным линиям речевого развития дошкольников |
|
методический компонент |
Самообразование по аспектам речевого развития дошкольников |
|
|
Материалы по самообразованию, описание педагогического опыта |
|
психолого-педагогический компонент |
Диагностика уровня сформированности следующих профессиональных компетенций: · осуществлять образовательный процесс с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей воспитанников; · реализовывать образовательную программу по направлению «Речевое развитие воспитанника» в соответствии с требованиями; · использовать эффективные методы и технологии в образовательном процессе; · использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества образовательного процесса; · эффективное взаимодействие с участниками образовательного процесса; · оценивать личностные достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития. |
Проведение итоговой диагностики: методики по изучению речевого развития; самооценка, экспертная оценка, наблюдение |
|
Аналитические материалы по результатам диагностики |
|
Обобщающий (декабрь 2019 – май 2020 года)
|
методический компонент |
Анализ, интерпретация и обобщение результатов деятельности |
|
|
Самоанализ, отчет о ходе и результатах реализации педагогического проекта |
методический компонент |
Описание проектного продукта |
|
|
Памятки, буклеты, материалы мероприятий Отчет, презентация |
|
методический компонент |
Описание опыта реализации проекта |
|
|
Рекомендации по использованию проекта |
|
методический компонент |
Распространение опыта работы среди педагогической общественности |
|
|
Публикации в СМИ, выступления на методических мероприятиях |