Школа молодого педагога

Как подготовить занятие с воспитанниками

Авторы:

Татьяна Соценко,

кандидат психологических наук,

заведующий кафедрой дошкольного и начального образования,

Алеся Елупахина, 

магистр психологических наук, аспирант, старший преподаватель

кафедры дошкольного и начального образования

Минского областного института развития образования

Каждый день педагогические работники проводят с воспитанниками занятия, разные по решаемым задачам, сюжетам, используемым играм и заданиям. Задумаемся: каков алгоритм подготовки к занятию, который позволит грамотно сформулировать его задачи, отобрать содержание и средства для эффективного обучения, заинтересовать воспитанников предстоящей деятельностью?

Вот несколько простых шагов, которые помогут педагогическому работнику подготовиться к занятию осознанно.

Шаг первый: формулировка программных задач.

Грамотно сформулировать задачи занятия поможет учебная программа дошкольного образования, в которой определены цели и задачи изучения образовательных областей и их содержание. Проектируя занятие, педагогический работник самостоятельно отбирает и формулирует программные задачи. Четкость и конкретность их формулировки определяет содержание и направленность его деятельности и, следовательно, обеспечивает её результативность. В современной дидактике выделяют ряд требований к формулировке программных задач :

  • Ориентированность на ребенка – задача должна быть направленна на формирование, развитие определенных представлений, умений, психических процессов и их свойств ( памяти, мышления, внимания , воображения, речи и т.д.), способностей детей в различных видах деятельности, воспитание нравственных качеств, чувств и отношений. Такие формулировки задач, как «познакомить с…», «показать …», «научить…», «рассказать о…», «создать условия для…», «дать представления, умения…», сосредоточивают педагогического работника на его собственной деятельности, а не на реальных результатах обучения и развития воспитанников. Ответ на вопрос «Для чего показывать, рассказывать, объяснять и т.д.? »составляет правильную формулировку задачи занятия;
  • Конкретность – формулировка задачи должна четко отражать определенное содержание представлений, умений, развитие психических процессов, способностей, воспитание нравственных качеств, чувств и отношений. В учебной программе дошкольного образования задачи изучения образовательных областей выступают для педагогических работников обобщенными ориентирами и требуют конкретизации для отдельного занятия, т.е. определения того, что именно предполагается формировать, развивать и воспитывать у детей. Например, несколько занятий могут быть направлены на формирование у воспитанников представлений о животных : на одном занятии будут формироваться представления о видовых признаках птиц и рыб, на другом – об их дифференцированных потребностях в свете, влаге, тепле, пище, жилище;
  • Диагностичность – предполагает точность формулировки задачи, которая гарантирует возможность увидеть образовательный результат занятия и исключает ошибку в распознавании его достижения;
  • Достижимость – задача должна быть направлена на заведомо осуществимые образовательные результаты и быть реально выполнима на занятии. Если педагогический работник поставит задачу «формировать элементарные математические представления», предполагается, что он будет формировать их все (количественные, пространственные, временные и др.) на одном занятии. Задумаемся: возможно ли это? Программные задачи занятия носят триединый характер и состоят из взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов : обучающего, развивающего, воспитательного.

Обучающий компонент программных задач направлен на формирование у воспитанников представлений об объектах и явлениях окружающего мира, умений, действий, способов деятельности в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы дошкольного образования.

Развивающий компонент программных задач предполагает направленность содержания занятия на развитие психических процессов и их свойств, а так же сенсорной , двигательной, эмоционально-волевой и личностной сфер воспитанников.

Воспитательный компонент программных задач занятия направлен на воспитание ценностных ориентаций , чувств, отношений ( к себе, другим людям, объектам окружающего мира или событиям, поступкам), качеств, определяющих поведение , деятельность и отношение ребенка к окружающему миру.

Шаг второй: отбор содержания занятия.

После того как программные задачи определены, необходимо перейти к отбору содержания занятия, основными элементами которого являются: представления детей о предметах, природе, человеке, обществе; опыт в различных видах деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений. Содержание занятия должно соответствовать учебной программе дошкольного образования, теме занятия, программным задачам. Обязательной составляющей каждого занятия является элемент новизны. Как отмечала основатель дошкольной дидактики А.П. Усова, «каждое занятие есть звено в переходе детей от незнания к знанию, от неумения к умению». Новизна может быть представлена содержанием ( новой информацией), дидактическим материалом, способом выполнения задачи, новой ситуацией взаимодействия со сверстниками и др.

Педагогические работники нередко испытывают затруднения при выделении главного, существенного в познавательном материале, убеждены, что отбор содержания занятия уже проведен за них составителями учебной программы дошкольного образования и учебно-методических пособий. Такие убеждения ошибочны. А.П. Усова подчеркивала : «В программе детского сада дается только самое общее, а воспитатель должен сам разрабатывать содержание занятий, наблюдений, рассказов». У детей имеются различные интересы, социальное окружение, жизненный опыт и др. Это определяет необходимость гибкости при выборе педагогическим работником содержания занятия в процессе работы с конкретными воспитанниками с учетом региональных и культурных условий , специфики городской и сельской местности.

Обор содержания занятия включает:

  • Поиск ответов на вопрос что рассказать детям на конкретном занятии в соответствии с программными задачами ( выбор фактов, сведений, примеров, информации об объектах и явлениях окружающей действительности, способа деятельности);
  • Структурирование материала и выбор способов его речевого оформления – какими словами ( с учетом возрастных возможностей восприятия познавательного материала, детского опыта).

Шаг третий: придумывание сюжета занятия

Сюжет (идею) занятия можно представить как поле, на которое в воображаемом плане должны попасть дети, чтобы что-то узнать и чему-то научиться. Создание истории, т.е. сочинение событий и наделение их игровым и обучающим смыслом, определение игровых персонажей, составляет сущность сюжета занятия. Сюжет содержит общую цель ( например, какую проблему нужно разгадать, какому герою и чем можно помочь, кого и каким образом защитить), которая направляет детей на решение игровых и дидактических задач в их единстве. Для этого важно продумать такую ситуацию, когда потребности игровых персонажей становится смыслом детской деятельности, вызывают готовность прийти им на помощь. Хороший сюжет занятия в первую очередь ориентирован на познавательные интересы и желания детей. Вместо того, чтобы дети выполняли задания по требованию педагогического работника («назвать», «описать», рассказать», «подобрать пару», «сосчитать», «нарисовать», «составить» и др.) , сам сюжет занятия должен мотивировать их в том направлении, в котором осуществляется обучающее воздействие. В самом начале занятия должно произойти что-то побуждающее воспитанников к дальнейшей деятельности, чтобы они поняли, что и для чего будут делать, а так же захотеть это делать ( называть, описывать, рассказывать, подбирать пару, считать, рисовать, составлять и др.)

Российские ученые Т.Н. Доронова и С.Г. Якобсон предложили следующую схему создания игровой мотивации и пример ее реализации:

  • Описание затруднительного положения персонажа и активизация у детей желания ему помочь. Кукла Маша играла с ножницами, поранилась и расплакалась. После того, как дети успокоили куклу, выясняется, что Маша не знает ничего про опасные предметы. Педагогический работник обращается к детям : «Может, мы поможем кукле Маше узнать, с какими опасными предметами нельзя играть дома?»;
  • Постановка игровой задачи. На основе стремления детей помочь ккуле Маше ставится игровая задача: «Как мы сможем ей помочь?». Выслушиваются предложения детей , а затем педагогический работник предлагает сделать альбом с изображениями опасных предметов, с которыми нельзя играть , чтобы Маша всегда помнила правила безопасного поведения дома;
  • Постановка дидактической задачи. В соответствии с игровой задачей формулируется дидактическая задача – узнать что-то, научиться выполнять определенное действие. При этом важно, чтобы дидактическая задача подчинялась игровой и была с ней взаимосвязана. Педагогический работник обращается к детям : «Вы знаете , изображения каких предметов понадобится для альбома? Гжде в квартире находятся опасные предметы? Давайте отправимся в гости к Маше и найдем их!». Таким образом и начинается обучение.

Откуда возникают идеи занятия: Предлагаем рекомендации для составления интересного сюжета занятия.

  1. Создайте ситуацию неудовлетворенности, опишите проблему или затруднительное положение персонажа, активизируйте у детей желание ему помочь (спасти, найти, узнать, угостить, удивить, научить, доставить радость, поздравить и др.). Следует учитывать возрастные особенности развития ролевой игры и принятия воспитанниками игровой позиции. Сюжеты занятий для детей первой и второй младших групп основаны на взаимодействии с воображаемым персонажем (игрушкой, предметом, сказочным героем), который обратился за помощью, содействием. Как отмечает белорусский педагог Е.А.Канойко, универсальной мотивацией для детей младшего дошкольного возраста является мотивирующая ситуация – «помоги игрушке». Суть ее в том, чтобы с просьбой о помощи к малышам приходят игрушки: они нуждаются в самых разных предметах, которые не могут сделать сами, но которые наверняка сделают умные и добрые дети. Игровые события включают в себя ситуации из личного опыта детей и соответствующих возрасту художественных произведений, связаны с воображаемым изменением окружающих предметов (испечь пирожки для бабушки», «построить» дома для медведя и медвежонка, помочь бабочкам найти свой цветочек и др.). На занятие к детям могут прийти: кукла Маша, Колобок, Курочка Ряба, Петушок, Зайчик, Мишка, Котик, Солнышко и Тучка и др. Воспитанникам интересно будет отправиться в гости к бабушке в деревню, на поляну, в лес, в сказку и др. Дети первой и второй младших групп ориентированы на разнообразные игровые действия с предметами, поэтому каждому ребенку важно получить свою игрушку, которой нужно помочь.

Сюжеты занятий для детей средней группы, как правило, основаны на принятии детьми конкретной роли и действиях в соответствии с ней, при этом роль эмоционально привлекательна, оказывает стимулирующее воздействие на выполнение определенной деятельности. У детей выражена мотивация общения – «помоги мне». В этой ситуации воспитанников увлекает возможность получить одобрение взрослого (игрового персонажа), а также интерес к совместной деятельности. Например, дети стали «поварами»- «готовят» разные блюда, «дизайнерами»- выполняют «заказ», «писателями» - сочиняют сказку, «архитекторами» - «конструируют» дом, «пассажирами» - «едут в транспорте» и др. На занятиях в средней группе воспитанникам также будет интересно помогать сказочным героям ( различным животным, Красной Шапочке, Бременским музыкантам, Аленушке и ее братцу Иванушке, Незнайке и его друзьям и др.), выполнять их поручения и просьбы, объяснять им правила поведения.

Сюжеты занятий для детей старшей группы развиваются вокруг различных воображаемых событий, происходящих с самими детьми. Например, дети «едут» в Беловежскую пущу и помогают Деду Морозу собрать подарки для зверей, «отправляются» в Солнечный город и помогают Незнайке выбрать профессию, «переносятся» в Сказочное королевство и помогают Золушке выполнить все задания мачехи, навещают малышей в своем яслях-саду и помогают им украсить группу к Новому году. Мотивация личной заинтересованности – «научи меня», «создание предметов своими руками» - связана с развитием познавательных интересов , расширением сферы собственной компетентности. Игровые истории занятий могут определяться не только непосредственным , но и опосредованным опытом детей, они включают в себя поисковую активность детей, моделирование и носят совместный творческий характер деятельности.

  1. Выберите тип вашего сюжета. Выделяют линейный и нелинейный сюжеты. В линейном сюжете преобладают причинно-следственные связи между событиями, т.е. каждое игровое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего и, как правило, таких событий (игр, заданий, логических задач, загадок) встречается более двух. Например, на занятие к детям второй младшей группы приходит Зайчиха и просит покормить зайчат морковкой (1-е игровое задание). Дети выбирают из корзины муляжи овощей (карточки с их изображением) и раскладывают их возле игрушек-зайчат (2-е игровое задание). В средней и старшей группах игровой персонаж может предложить детям помочь ему найти ответы на вопросы в ходе последовательного выполнения взаимосвязанных заданий, сказочного путешествия (в лес, сказку, на волшебный остров и др.), квеста ( по карте, плану). Такие линейные сюжеты могут иметь общую схему:
  • обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), узнать ответ на вопрос ( загадку), вследствие чего дети идут его искать;
  • дети встречаются с «дарителем » (обладателем) нужного объекта, для получения которого проходят предварительные испытания (задания);
  • дети получают нужный объект и возвращаются в группу , отдают его игровому персонажу.

В нелинейных сюжетах игровые события на занятии разворачиваются непоследовательно, тема занятия раскрывается с помощью разных заданий. Такие сюжеты отличаются от линейных тем, что педагогический работник задает и исследует какую-либо одну проблемную ситуацию (общую тему), и все события в сюжете как бы стягиваются в одну точку. Например, в младшей группе на занятии по теме «Птицы» дети сначала узнают по голосу птиц, которые пришли к ним на занятие ( игра «Чей голос?»), затем сравнивают по размеру их гнезда ( упражнение «Яйца в гнездах»), складывают из двух частей целое изображение на карточке ( игра «Сложи яйцо»). В средней группе на занятии по теме «Посуда» дети становятся «поварятами», рассматривают карточки с изображением предметов посуды и обобщают их одним словом – посуда (игра «Чудесный мешочек»), затем рассказывают о возможных действиях с предметами посуды (упражнение «Что для чего?»), определяют, какой предмет посуды пропал (игра «Чего не хватает?»), а затем сортируют посуду по размеру (складывают стаканчики один в один, строят сериационный ряд из тарелок). В старшей группе на занятии по теме «Город квадратов» дети могут помочь игровому персонажу Квадратику найти друзей (предметы, по форме похожие на квадрат), определить, где живет семья Квадратов (на их дому – цифра 4), «расселить жильцов» (квадраты разного цвета, размера)по «квартирам» на разные этажи; измерить ширину улиц с помощью условной мерки квадратной формы.

Таким образом, при разработке сюжета занятия в разных возрастных группах педагогическому работнику следует опираться на возрастные интересы детей дошкольного возраста и «специфически детские» (понятие А.В. Запорожца) виды деятельности: учитывать, что в младшем дошкольном возрасте действия с игрушкой определяют мотивацию детей, в среднем дошкольном возрасте – роль, а в старшем дошкольном возрасте – игровое событие, познавательный интерес.

Шаг четвертый: подбор методов, приемов, средств обучения.

Методы и приемы обучения – это не только конкретные инструменты, которые необходимы для решения программных задач занятия, но и «волшебные ключи», открывающие перед педагогическим работником «двери неограниченных возможностей» в обучении воспитанников.

Метод обучения – это способ взаимодействия педагогического работника с воспитанниками, направленный на реализацию задач обучения.

Прием обучения представляет собой конкретные действия педагогического работника и детей, которые ведут к достижению ближайших задач и обусловлены методом обучения.

В дошкольной дидактики методы и приемы обучения традиционно классифицируют по характеру способов деятельности детей в процессе обучения :

ü    игровые методы (дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде и др.) и приемы (сюрпризный момент, выполнение игровых действий, создание игровых действий, создание игровой ситуации, загадки, элементы соревнования и др.)

ü    наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, предметов, игрушек, опытов, презентаций, видеофильмов и др.) и приемов (показ способа действий, показ картин, предметов, игрушек и др.)

ü    словесные методы (рассказ, беседа, чтение произведений художественной литературы и др.) и приемы (объяснение, указание, пояснение, педагогическая оценка, вопросы и др.)

ü    практические методы (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование)

Для реализации воспитательных задач на занятии педагогическим работником во взаимодействии с детьми используются различные методы воспитания:

  • метод организации опыта поведения и деятельности: приучение, упражнение в положительном поведении и поступках; воспитывающие (воспитательные) ситуации; игровые методы воспитания;
  • метод осознания детьми опыта поведения и деятельности: рассказ педагогического работника на моральную тему; разъяснение нравственных норм и требований; этическая беседа; чтение художественной литературы, обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов; пример как метод воспитания;
  • методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности: поощрение, порицание.

Выбор методов обучения и воспитания на занятии зависит от программных задач и содержания предстоящего занятия, его сюжета, средств обучения, личности педагогического работника и его способностей. В образовательном процессе учреждения дошкольного образования необходимо гармонично сочетать методы и приемы, использовать их системно и в единстве.

Средства обучения дополняют методы и приемы обучения. Если методы обучения отвечают на вопрос «как обучать?», то средства обучения дают ответы на вопросы «чем обучать?» и «с помощью чего обучать?» и помогают педагогическому работнику обучать, а ребенку – познавать и осваивать окружающий мир.

В настоящее время существует множество пособий, игрушек, дидактических материалов для обучения детей дошкольного возраста. Остановимся на требованиях к наглядному материалу и его применению на занятии:

  • используемая наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам;
  • при выборе и использовании наглядных средств обучения педагогическому работнику необходимо ориентироваться на Санитарные нормы и правила , гигиенические нормативы к наглядным пособиям для детей дошкольного возраста;
  • демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е. в хорошо освещенном месте , на контрастном фоне, на уровне глаз детей и достаточном для их зрительного восприятия расстоянии);
  • для обследования наглядности (зрительного, зрительно-осязательного) детям должно предоставлять достаточное время;
  • воспитанникам необходимо предоставить возможность приблизится к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать.

Надеемся, предложенный алгоритм станет для педагогических работников эффективным инструментом, позволяющим успешно решать профессиональные задачи в реализации задач учебной программы дошкольного образования. Его использование в процессе подготовки к занятиям с воспитанниками избавит от трудностей и поможет получить удовольствие от творческого процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под. ред А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер , 2013.
  3. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Панько (и др.); под. ред Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – 2-е изд. – Минск: Белый Ветер, 2016.
  4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. учреждений сред проф образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 13-е изд., стер. – М.: Академия , 2012
  5. Основы методик дошкольного образования : учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович ( и др.). – Минск : Новое знание : ИНФРА-М, 2016
  6. Панько Е.А. Детство как самоценность / Е. А. Панько. – Минск.: МОИРО, 2009
  7. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. Ин-т образования, 2012.
  8. Как подготовить занятие с воспитанниками: четыре шага к успеху// Пралеска, № 9, 2019, С. 7

 

Подготовил заместитель заведующего по основной деятельности Т.С. Скиба

свернуть

Особенности реализации содержания образовательной области «Художественная литература»

24.12.2021

Памятка

Особенности реализации содержания образовательной области «Художественная литература»

 

Решая задачи образовательной области «Художественная литература», предлагается давать детям знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Основными методами ознакомления детей с художественной литературой являются следующие:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, их замена, толкование. Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Методика проведения занятий по художественной литературе зависит от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечение детей правильным и ярким восприятием путём художественного слова.

Во второй части проводится беседа о прочитанном, с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.

В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

  1. Чтение или рассказывание одного произведения.
  2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
  3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

· чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

· чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

· настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»);

· кукольный и теневой театр, фланелеграф;

· диафильмы, кинофильмы, телепередачи.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

 - обоснованный выбор произведения в соответствии с учебной программой дошкольного образования, с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной рабой, временем года, а также выбор методов работы с книгой;

­ - определение программных задач;

­ - подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

       Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.
В конце занятия можно повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот – иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения. За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.

 

Список литературы

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин­т образования, 2019. – 480 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1997.
  3. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студентов фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. Заведений / З.А. Гриценко. – М.: Академия, 2004.
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. М.: Просвещение, 2004. 220 с.

 

Подготовила: заместитель заведующего по основной деятельности Т.С. Скиба

свернуть

Организация и проведение прогулки

23.11.2021

Общие принципы организации прогулки.

 

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм. В соответствие с СанПиН «пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов» [ч.1 ст.163].

Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек и температуре атмосферного воздуха –15 °С и ниже – для воспитанников в возрасте до 3 лет, при температуре атмосферного воздуха –18 °С и ниже – для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет [ч.3 ст.163 СанПиН]. При небольшом дожде ее можно организовать  на веранде или под навесом. В этом случае с детьми проводят беседу, читают, организуют спокойные игры, для которых не требуется большое пространство. Иногда длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее  не следует, решение о сокращении либо отмене прогулки принимает руководитель.

Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала  физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует:

- четко выполнять все режимные процессы в течение дня, что позволит своевременно выходить на прогулку и обеспечить достаточную ее длительность;

- проводить разъяснительную работу среди  родителей, о необходимости вечерних прогулок и о прогулках  в выходные дни.

Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны быть  удобны и соответствовать погоде. В этом направлении также необходима большая  информационно-разъяснительная работа с родителями. Одежда должна быть комфортная, из натуральных тканей, при температуре от +3  до –3  трехслойная, при температуре  от –4 до –10 четырехслойная, при температуре воздуха от –11 до –15 рекомендуется зимняя утепленная куртка,  четыре слоя одежды.

Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят в помещении, выходит с ними на  участок, остальные продолжают одеваться под  присмотром помощника воспитателя, который выводит их гулять позже. Чтобы ускорить процесс одевания, можно с трехлетнего возраста использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно: снимают сандалии, ставят в шкаф; снимают шорты, кладут в шкаф; надевают колготки, штаны, сапоги, кофты, шапки, куртки, шарфы, варежки (обратите внимание на последовательность одевания детей, процесс раздевания происходит в обратном порядке). Но и в этом случае также нужна помощь взрослых. Участие помощника воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе, так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей, помочь медлительным и своевременно вывести на участок всю группу.

Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и помощника воспитателя, а также развитых навыков самообслуживания у детей. Практика показывает, что время одевания составляет  8-12 минут, если  оно превышает 15-25 минут, значит, навыки не сформированы и необходимо учить детей одеваться быстрее, используя различные приемы: игровой, соревновательный, мотивационный. Запрещено сравнивание одного ребенка с другим, наказание, осуждение, оскорбление.

Дети, ослабленные после болезни, выходят на прогулку последними, возвращаются с прогулки первыми.

Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же, как и  к занятию: ставит перед собой определенные педагогические  и оздоровительные задачи, продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.  

 

Структура прогулки:

 

  1. Наблюдение.
  2. Подвижные игры и физические упражнения.
  3. Индивидуальная работа с детьми.
  4. Трудовая деятельность.
  5. Самостоятельная деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности [2, с.148]. Если в содержание прогулки включается физкультурное занятие на воздухе, то оно дополняет, а не заменяет подвижные игры и упражнения. Физкультурное занятие планируется строго в конце прогулки, после занятия дети идут в группу.

 

Организация и проведение наблюдений

 

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  • Живая природа: растения и животные;
  • Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
  • Труд взрослых. Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

     Виды наблюдения:

Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.)

Длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1) устанавливаются факты;

2) формируются связи между частями объекта;

3) идет накопление представлений у детей;

4) проводятся сопоставления;

5) делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

При подготовке к наблюдениям следует продумать:

  • Организацию обстановки (объектов наблюдения,  отбор и расположение объекта).
  • Размещение детей.
  • Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.
  • Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика наблюдения).

Характер и содержание ответов детей.

  • Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).

 

Подвижные игры и физические упражнения

 

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, городки, бадминтон, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке: в младших группах — 6-10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших — 20-25 минут. Каждый месяц разучивается 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

При планировании подвижных игр и  особенно физических упражнений,  следует учитывать содержательный компонент физкультурных занятий. Индивидуальную работу по физической культуре проводит воспитатель на прогулке.

При подготовке к проведению подвижных игр следует продумать:

  • Место проведения, атрибуты.
  • Приёмы руководства.
  • Индивидуальный подход в процессе игры.

 

Трудовая деятельность

 

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-10 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

  • индивидуальные трудовые поручения,
  • работа в группах,
  • коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы, показ и объяснение всего задания — последовательных его этапов.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

 

При подготовке к организации трудовой деятельности следует продумать:

  • Организацию условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.
  • Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа или вся группа).
  • Приемы постановки и объяснения трудового задания.
  • Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые в процессе трудовой деятельности.
  • Приемы организации взаимодействия детей в процессе труда.
  • Оценку деятельности воспитанников, ее содержание, формы.

 

Индивидуальная работа

 

Во время прогулок воспитатель в соответствие с планом проводит индивидуальную работу с воспитанниками по направлениям учебной программы: физическому, социально-нравственному и личностному, познавательному, речевому и эстетическому развитию.

Так, например, для одних он организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков. Или, например, осуществляет работу по развитию речи ребенка: разучивание потешек или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Долгие летние прогулки предоставляют замечательную возможность организовать индивидуальную работу с детьми, не в полной мере усвоившими учебный материал, во всех образовательных областях. Воспитатель должен организовывать изобразительную деятельность, обеспечить наличие на прогулках разнообразного выносного материала  не только для игровой деятельности. Детям даются индивидуальные задания по формированию математических представлений, развитию грамматического строя речи и пр.

 

Самостоятельная деятельность воспитанников

 

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, сюжетно-отобразительные игры с выносными игрушками; строительные и конструкторские игры с выносным и природным материалом, подвижные игры со спортивным инвентарем и т.п.)

Изобразительная деятельность (рисование карандашами и фломастерами в теплое время года, мелками на асфальте, палочками на песке и т.п.)

Ориентированно-познавательная деятельность (самостоятельные наблюдения детей, игры с песком и водой, снегом и т.п.)

Художественно-речевая деятельность (чтение произведений художественной литературы и устного народного творчества, пение детских песенок, организация выносных театров и т.п.)

Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности.  Одни дети предпочитают  спокойные игры и могут ими заниматься  в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в одной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

      

         При подготовке к организации самостоятельной деятельности следует продумать:

  • Организацию обстановки (атрибутика).
  • Приемы организации взаимодействия детей.
  • Приёмы руководства (способы привлечения детей, распределение игровых действий и т.п.).

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование, приводят в порядок участок. По приходу в группу дети раздеваются, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Обратите внимание, головные уборы, шарфы хранятся на верхней полке; куртки, кофты, штанишки, пакет со сменной одеждой – на средней; обувь – на нижней полке шкафчика.

 

Памятка для воспитателя по проведению прогулок

 

  1. Разработку прогулки начните с планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
  2. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.
  3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.
  4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
  5. Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.
  6. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
  7. При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников.

 

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада

 

  • Перед выходом детей на прогулку осматривайте территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
  • Следите, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следите за исправностью и соответствием одежды и обуви детей погодным условиям.
  • При проведении прогулки следите, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщите о случившемся руководителю. 
  • Обучайте навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

 

Запрещается:

  • Оставлять детей одних, без присмотра.
  • Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить медицинского работника и заведующего.

 

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Т.С. Скиба

свернуть

"Планирование образовательного процесса с воспитанниками"

05.10.2021

План образовательного процесса с воспитанниками

Годовые задачи УО на 2021/2022 уч.г.

Соответствие текущим годовым  задачам учреждения на учебный год.

Научно-методическое обеспечение

Перечень учебных изданий, официально утвержденных или допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования РБ.

Список детей

С учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Формы и содержание работы по психолого-педагогическому образованию      родителей      и включению их в образовательный процесс.

Наличие разнообразных форм организации работы с семьей.

Соответствие  содержание работы с родителями годовым задачам учреждения,  сезону, возрасту воспитанников.

Индивидуальная работа с воспитанниками

  Содержание работы: по образовательным областям учебной программы   дошкольного образования  на все недели месяца на основе ежедневных наблюдений  педагогического работника и с учётом результатов детской  деятельности.

Закаливание

   Основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования.

Двигательная активность

Содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1й и 2й прогулках, активный отдых.

Соответствие утренней гимнастики плану руководителя физического воспитания.

Наличие активного отдыха в соответствии с возрастом и сезоном.

 Разнообразие основных движений и упражнений на прогулке.

Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).

В содержание включаются:

Ø  Образовательная область;

Ø  Вид занятия;

Ø  Тема занятия;

Ø Программные задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие).

Источники планирования.

Нерегламентированная деятельность воспитанников

Виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая.

свернуть