Страничка воспитателя дошкольного образования

Что мы знаем о мусоре?

Что мы знаем о мусоре? Этот вопрос я задала воспитанникам ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г.п.Ивенец»

Что необходимо сделать с ним, чтобы не навредить природе? Даже не все взрослые могут ответить на этот вопрос. Представьте, что будет с нашей планетой Земля через 100 лет, если отходы на свалку будут поступать с такой же интенсивностью, как это происходит сейчас. А ведь чистота окружающей среды — это залог здоровья всех людей на планете! Свалки и другие скопления мусора являются серьёзной экологической опасностью. В решении данной проблемы большую роль играет формирование экологического грамотного поведения у воспитанников – дошкольников. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В связи с этим мы решили в нашем дошкольном учреждении реализовать проект по экологическому воспитанию.

А началось все с того, что однажды в гости к ребятам нашей группы пришёл Доктор Айболит и попросил помочь разобрать большой пакет с мусором. Он рассказал им, для чего и как это нужно делать правильно. Все вместе мы аккуратно и грамотно рассортировывали мусор по контейнерам. Так появился долгосрочный проект «Сортируем мусор — бережём природу!»

1   

 Во время реализации проекта мы с ребятами читали   художественную литературу, изучали способы переработки     мусора, искали ответ на вопрос -   сколько же времени нужно   для разложения различных материалов, таких как бумага,   органический мусор и пластик. Для этого мы закопали бумагу,   пластик и часть яблока в одноразовые стаканчики с землёй.   Спустя время мы посмотрели, во что превратились наши отходы.   Дети были очень удивлены тому, что пластик, пролежавший в   земле, так и не изменился. Бумага деформировалась, а вот   яблочный огрызок начал разлагаться, появился характерный   запах гниения. Ребята самостоятельно сделали выводы, а после   мы все вместе сформулировали правило: после отдыха на   природе пищевой мусор можно закопать, а всё остальное   следует   собрать и выбросить в специальный контейнер или   унести с собой.

2

 

 

 

Для того, чтобы родители не оставались в стороне, для них были подготовлены консультации, такие как «Мусор - проблема №1», «Как можно использовать бросовый материал с пользой» и другие.

 

 

 

 

 

 

 

Родители стали активными участниками нашего проекта, они поддерживали своих деток, совместно с ними была оформлена выставка рисунков «Береги природу».

6             4

 

5             3

 

Итогом нашего проекта стал совместный «ЭКО поход» в лес, где ребята убирали разбросанный мусор.

     8

 

      9

7

                

 

 

 

 

 

Таким образом, проект помог ребятам расширить представления об окружающем мире и узнать, как правильно утилизировать мусор, что можно отправить на переработку, а из чего можно получить новое сырьё. Ребята научились сортировать мусор при его сборе, стали аккуратнее и бережнее относиться к окружающему миру.

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте будем беречь природу, научимся разделять мусор по назначению, и тогда природа будет нас только радовать!

 

 

Воспитатель дошкольного образования

Степко Анна Станиславовна

свернуть

Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками

Самое начало жизни ребенка, это дошкольный возраст, когда он только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. И в этом ему помогает сюжетно - ролевая игра, которая является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Отличительный признак сюжетно – ролевой игры состоит в том, что в ней дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в реальном мире. Такая игра имеет большое образовательное значение, так как тесно связана с обучением и наблюдением, а также психологическое развитие детей: развивается произвольное внимание, память, умение контролировать своё поведение, умение общаться, строить и реализовывать планы. Игра занимает большое место в системе нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

       

Успешность сюжетно-ролевой игры, зависит от организации педагога. В игре дети принимают на себя роли, поэтому для выразительного их выполнения необходимо создать предметно – пространственную игровую среду с учётом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, разнообразить игровыми атрибутами, которые должны быть красочные, эстетичные и побуждать детей к разговору с собеседником.

      

 

  

Именно поэтому, мы - воспитатели дошкольного образования  уделяем этому большое внимание и с помощью родителей наших любимых воспитанников стараемся вовремя обновлять пособия для игр. Родители активно участвуют, поддерживают и помогают нам в обновлении игровой среды. Мы вместе одна большая дружная семья, которая заботится о жизни и воспитании наших воспитанников.

Воспитатель дошкольного воспитания Степко А.С.

свернуть

Консультация для родителей «Знакомим детей с белорусским фольклором»

a7-0209Фольклор – это бесценное национальное богатство. Это огромный пласт духовной культуры белорусов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий.

Белорусский национальный фольклор – один из самых богатых в славянском мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. Терпимость, добродетельность, как традиционные христианские добродетели, постепенно стали отличительными чертами белорусов. Более того, они соседствуют с такими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят загадки, пословицы и поговорки.

Фольклор – наилучшее средство воспитания детей. Тот, кто умеет увлечь детей: колыбельной, потешкой, песенкой добивается в воспитании быстрых и видимых результатов. Малыши начинают говорить первые слова, делать осознанные движения и жесты, меньше волнуются, капризничают.

Пословицы и поговорки (бел.прыказкі і прымаўкі) прочно ложатся в память. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции.

  • Паспех – людям на смех;
  • Памалу едучы, далей будзеш;
  • Пераначуем – болей пачуем;
  • Дзе нянек многа, там дзіця бязнога;
  • Што душа мае, тым і прыймае.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

  • Ляцяць птушкі без крыл, садзяцца без ног (Снег);
  • Ляжыць сярод градкі зялены і гладкі (Агурок);
  • Есць зяленую траву, і гаворыць так: «Му-му».

Любіць грушу спелую, дае вадзіцу белую (Карова).

Пестушки и потешки –средствами воспитательного воздействия. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом – легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение. В пестушках учитываются все основные моменты физического развития ребенка. Когда он начинает становиться на ножки, ему говорят одно; ребенка, делающего первые шаги, учат тверже стоять на ножках и при этом говорят другие пестушки. Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое – наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

  • Потешки (бел. Забаўлянкі): “Сонейка-сонца”, “Мышка-мышка, дзе была?”, “Верабейчык”, “Чэ-чэ, чэ-чэ, сарока”, “Кукарэку певунок” і г.д.
  • Пестушки (бел. Пестушкі): “Ідзе каза рагатая”, “Ой, бычок, мой бысенка” і г.д.

 

Сказки (бел. Казкі) являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

  • «Лісіца-хітрыца», «Заяц і вожык», «Курачка-рабка», «Піліпка-сынок», «Коцік, пеўнік і лісіца», «Пых», «Як кот завяроў напалохаў».

Песни – одна из основных составляющих белорусского фольклора. В ни есть качества, которые необходимы для развития первых музыкальных навыков. Слушая или исполняя простой напев, который складывается из одной-двух нот, дети развивают чувство ритма, учатся усиливать звучание на сильных долях такта, понимать и чувствовать характер музыкальных произведений. Первые музыкальные впечатления способствуют также приобщению к белорусской культуре с детства, воспитывают чувство Родины. Уже дети раннего возраста проявляют признаки радости, оживления при первых звуках знакомых песен, когда слушают их в исполнении взрослого. Колыбельные, потешки вызывают положительные эмоции и первые эстетические критерии. Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.

Народная песня является важным средством формирования певческих навыков детей. Она не только обладает большим вокально-педагогическим потенциалом, но и является эффективным средством идейно-эстетического и морального воспитания детей. Объясняется это тем, что многие фольклорные песни, совершенные по форме, высокоидейные по смыслу и доступные для использования детьми. Эти песни проникнуты жизнью, восприятием самого народа, объективно отражают его прошлое и будущее.

  • Песні: «Калыханка», «Касіў Ясь канюшыну», «Купалінка» і г.д.

В развитии чувства ритма, повышении двигательной активности, пластики телодвижений большую роль играют белорусские народные танцы, такие как: «Лявониха», «Крыжачок», «Микита», «Каза», «Юрачка», «Бычок» и другие.

  Приобщению детей к белорусской культуре способствует проведению в нашем дошкольном центре белорусских народных праздников для детей старших групп, таких как: «Каляды», «Гуканне вясны», «Масленица», «Вяликдень». Такие праздники вызывают у детей положительный эмоциональный отклик и формирует интерес к белорусскому фольклору.

Белорусские народные игры. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражались образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о смелости, желании быть сильным, ловким. Отражалось умение красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, находчивостью, стремлением к победе. Игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных событий, обладающий великой воспитательной силой. Народная игра – одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. В белорусских народных играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и ловля предметов, силовая борьба. Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне.

  • “Зінька”, “Лясь, лясь, уцякай!”, “Прэла-гарэла”, “Грушка”, “Вожык і мышы”, “Адгадай, чый галасок” і др.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.

Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм славянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

К сожалению, в наши дни в семьях белорусский фольклор мало используется или вообще не используется для воспитания детей. Сегодняшние родители чаще всего сами не знают фольклора и не представляют, как знакомить детей с ним. И задача воспитателя дошкольного образования восполнить эту потерю использованием белорусского фольклора в развитии и воспитании детей. Для решения этой задачи планируется проведение семейных белорусских обрядовых праздников, разработка консультаций для родителей о необходимости использования белорусского фольклора в развитии детей, чтоб хоть как-то донести родителям значимость, напомнить о давно забытом или познакомить с тем, чего не знают.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

 

Подготовила воспитатель дошкольного образования Комкова В.Р.

Интернет-источники

  1. https://udo27.oktobrgrodno.gov.by/образовательный-процесс/наши-группы/12-старшая-группа/документ-17273.html Дата доступа: 29.11.2023
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/belorusskiy-folklor-belaruski-falklor-materiyaly-i-dasledavanni-zbornik-navukovyh-prats-vyp-1-minsk-belaruskaya-navuka-2014-464-s Дата доступа: 29.11.2023

 

свернуть

Памятка для родителей "«Как познакомить ребенка с родным посёлком »

 Памятка для родителей

«Как познакомить ребенка с родным посёлком »

Дошкольное детство – благополучный период для формирования патриотизма у детей в связи с высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью,  интересом ко всему окружающему. Любовь к Родине у ребенка  начинается с любви к своей семье, к месту, где он родился,  к своему родному поселку.

 

  1. По дороге в детский сад и обратно изучайте с ребенком улицу, по которой вы идете. Обращайте его внимание на объекты, мимо которых вы проходите: деревья и кусты, различные здания, остановки и т. д., объясняйте их назначение. Если вам нужно переходить дорогу, расскажите ребенку о правилах дорожного движения.
  2. Объясните ребенку название вашей улицы, а также тех улиц, по которым вы чаще всего ходите. Расскажите, какому человеку или событию это название посвящено или в честь чего названо.
  3. Гуляя с ребенком в парке, в памятных местах, рядом с достопримечательностями поселка, обращайте его внимание на их красоту, оформление, украшение цветочными клумбами. Попросите малыша описать место, в  котором  он находится. Это будет способствовать развитию речи и образного мышления.
  4. По мере взросления знакомьте ребенка с памятниками архитектуры (костелы, усадьба), краеведческим музеем и его экспонатами.
  5. Посещайте праздники и специальные детские мероприятия. Такие события очень радуют детей и надолго откладываются в их памяти.
  6. Со сменой времен года отмечайте с ребенком изменения, которые происходят в окружающей обстановке: замечайте пожелтевшие листья на деревьях осенью, снежные шапки на крышах домов и запорошенные ветки зимой, тающий снег и первую травку весной, лужицы на дорогах после летнего дождя и радугу в небе летом.
  7. Во время прогулок и экскурсий не забывайте фотографироваться, а при просмотре фотографий обсуждайте их с ребенком – это поможет ему запомнить места и объекты, которые вы видели.
  8. Чтобы грамотно и доходчиво довести до ребенка информацию о родном поселке, нужно её хорошо знать. При необходимости займитесь её поисками в интернете или прочитайте специальную литературу.

 

Подготовил воспитатель дошкольного образования Гололоб Т.С.

свернуть

Презентаия "Мой Родны край!"

Консультация для родителей «Как провести выходной день с ребенком»

          Выходные дни – это время, когда родители и дети могут в полной мере испытать радость от общения друг с другом, поскольку в будние дни родители заняты на работе, а дети ходят в детский сад.

Как сделать так, чтобы выходные с ребенком прошли продуктивно и интересно?

Первое что хочется сделать в выходной – отоспаться, провести большую стирку, пробежать по магазинам и рынкам, сделать массовые закупки. Постарайтесь не делать этого. Детям, особенно дошкольного возраста, необходимо родительское внимание, ощущение того, что мама с папой с ними, а не просто впопыхах таскают их за собой. Поэтому постарайтесь домашние дела сделать в течение рабочей недели, а выходные провести с максимальной пользой для детей.

Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребёнка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребёнка, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.

Наступает выходной день. Куда пойти с ребёнком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребёнком, это один из моментов, когда дошкольник чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.

Прогулка в лес – это отличный вариант приятного общения со своим ребёнком, при условии благоприятной погоды. Ведь где, как ни на природе, есть возможность обсудить погодные явления, слушать пение птиц. Зимой – слепить снежную бабу, поиграть в снежки и т. д. Летом посмотреть траву, понюхать цветы, полюбоваться на водоём. Осенью – собирать листья для гербария.

Превосходно, если погода позволяет, не только подышать свежим воздухом, но и заняться спортом. Чем можно заинтересовать ребенка на улице?

Летом это могут быть ролики, велосипед. Даже вдвоем с ребенком можно поиграть в футбол, а если наберется целая команда, то это будет незабываемое впечатление. Зимой – катание на лыжах, на коньках, на санках. В лес можно взять термос с чаем, это придаст прогулке особую атмосферу.

Если погода не позволяет – хороший вариант посетить выставки, музей, театр. Желательно заранее обговорить, что вы готовы ему купить, чтобы избежать возможных ссор по этому поводу.

Ещё один вариант при плохой погоде – совместный поход в гости. Чтобы не разрываться между столом и ребенком (детьми), увлеките их игрой, посидите вместе с ними, вместе продумайте правила игры. Тогда не придется отвлекаться на детей. Не нужно сердиться, если ребенок призывает к помощи, лучше спокойно помогите или дайте совет.

Выходной день дома! Это тоже хороший вариант, ведь здесь можно уделить максимум внимания своему ребенку, которое ему так необходимо для полноценного развития.

Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения.

Игра — это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по сути, могут сравниться с работой и учебой.

Игра в прятки с игрушкой. Договоритесь с ребенком, кто будет водящий. Водящий остается в комнате и прячет куда-нибудь игрушку, а другой игрок ждет за дверью. Затем он заходит в комнату и ищет игрушку, а водящий направляет его, говоря «горячо — холодно».

Творите! Рисуйте! Придумайте с ребенком поделку-аппликацию.

Настольные игры – интересны и детям, и взрослым. Данный вид игр развивают интеллект, мышление, воображение.

Как бы вы ни задумали провести выходной день с детьми, это должно нравиться и вам, и им. Родителям важно хоть на время выкинуть из головы все свои проблемы и расслабиться.

Дайте себе слово, что сегодня вы снова превратитесь в ребенка и посмотрите на все широко раскрытыми глазами. Ваши дети это оценят.

Психологи утверждают: к общению с ребенком нужно относиться серьезно. Дети очень чувствительны и регулярно нуждаются в вашем стопроцентном внимании. Они действительно переживают, когда в процессе игры вы отвлекаетесь на приготовление, стирку или телефонный звонок. И пусть это будет всего час полноценного общения – с точки зрения вашего ребенка это лучше, чем целый день урывками. Тем более что любое количество времени можно провести интересно и незабываемо как для ребенка, так и для вас самих. (Только желательно закончить игру вовремя, чтобы не пришлось прекращать ее на середине и расстраивать ребенка.)

Хороших вам совместных выходных!

 

А в помощь вам в поиске идей для совместных дел мы предлагаем вот такие ссылки:

Играйте с детьми в подвижные игры

  • https://daynotes.ru/podvignie_igri_dlya_detey_v_pomeshenii/

Если вам нравиться рисовать

  • http://risuemdoma.com/video

Читать всегда полезно

  • https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/

Если вы хотите вместе послушать аудиокниги

  • https://deti-online.com/audioskazki/

Если вы хотите устроить домашнюю дискотеку

  • https://www.youtube.com/playlist?list=PLJjGmM6lHmBZc40XpBWsLYR0YYvqgu2bm

Чаще беседуйте со своим ребенком

  • https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/11-sovetov..
  • https://mojmalysh.ru/?p=1867
  • https://schoolpsy.wordpress.com/2011/10/26/ответы-психолога-на-вопросы-родителе/

Совместное творчество всегда сближает

  • https://www.adme.ru/svoboda-sdelaj-sam/11-klassnyh-igrushek..
  • https://www.passion.ru/mama/obuchenie-i-razvitie-d..
  • https://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3..

Если вы хотите построить необычные постройки

  • https://razvivash-ka.ru/detskij-konstruktor-svoimi-rukami/

Если вы хотите приготовить вместе что-то вкусненькое

  • https://www.passion.ru/food/sostavlyaem-menyu/9-blyud..

Если вы хотите вместе заняться спортом

  • https://youtu.be/eIqGGK3becA

Если вы хотите сделать аппликацию

  • http://rodnaya-tropinka.ru/masterim-s-detmi-svoimi-rukami/applikatsiya-s-detmi/
  • https://tytmaster.ru/podelki-applikacii/
  • https://tratatuk.ru/materialy/podelki-iz-bumagi/podelki-dlya-detej.html

Если вы хотите слепить что-то из пластилина

  • http://ihappymama.ru/poshagovyj-master-klass-po-le..

 

 Информацию подготовил воспитатель дошкольного образования: Степко А.С.

Источник информации:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/09/28/konsultatsiya-dlya-roditeley-kak-provesti-vyhodnoy-den-s-rebyonkom

свернуть

Консультация для родителей «Как познакомить ребёнка с родным поселком»

Консультация для родителей

«Как познакомить ребёнка с родным поселком»

 

Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Каждый человек любит свою малую родину, ведь с ней связано так много светлых воспоминаний. Отчий дом, в котором царит атмосфера добра, уюта и любви, поднимает настроение всегда, когда туда заходишь.

Почему родной край играет такую важную роль в жизни? В родном поселке человек растет, заводит первых друзей, ходит в детский сад и школу. Все важные события, которые связаны с взрослением и становлением личности, происходят в стенах родного дома. Именно поэтому у человека такая привязанность к малой родине.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным поселком.

Знакомство с историей и культурой своего народа, его обычаями и традициями - это одна из задач патриотического воспитания. Для того, чтобы по-настоящему любить свой городской поселок, нужно хорошо знать его историю, обычаи, традиции. Родителям и педагогам необходимо помочь детям как можно больше узнать о родном поселке, расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения. Показать все то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты  познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, наблюдает трудовую и праздничную жизнь родного поселка.

Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детский сад. Видит на ней машины, людей, которые спешат на работу. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Почему так происходит? Вечерняя улица совсем другая: уже светят фонари, в домах зажигаются огни. А вот и зимняя улица, когда выпал первый снег; и весенняя улица с искрящейся капелью; летняя улица, озаренная светом, и осенняя - с серыми дождями. А какой восторг у детей при виде праздничной улицы с флагами, огнями, фонарями! Все эти впечатления помогают ребенку знакомиться с улицей с разных сторон, открывая новое в привычном, обыденном.

Пятилетние дети способны усвоить название своей улицы и той, на которой находится их детский сад. Важно выучить с ребенком свой домашний адрес.

 Внимание детей можно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, Музей традиционной культуры, аптека, магазины, парикмахерская, почта и др. Необходимо рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Также можно познакомить детей с профессиями, которые есть в нашем поселке. Детям полезно объяснить, в честь кого назвали улицу, почему поселок носит такое название. Важно знакомить с памятными местами поселка, его основными достопримечательностями, обратить внимание на красоту окружающей природы.

С помощью взрослого дети постепенно усваивают следующее:  у каждого человека есть родной дом и город или поселок, где он родился и живет. Следует объяснить детям, что когда говорят «односельчане», «земляки»,  это указывает на принадлежность людей к одному месту проживания.

При ознакомлении ребенка с родным поселком необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать возраст и психологические особенности дошкольников. Знакомство с поселком должно осуществляться на самом  главном, ярком, запоминающемся. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможностей, чем детский сад, так как могут поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть поселка.

 Сопровождайте рассказ о поселке наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, рисунками и др.

 Обращайтесь к детям с вопросом в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить поселок? Откуда такое название? Что оно может обозначать?»

 Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или «Это было очень – очень – очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете»

 Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.

 Воспитывать любовь к родному поселку - значит связывать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью, ближайшими и доступными объектами.

Для знакомства с городским поселком можно использовать экскурсии. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте.

Помимо экскурсий и целевых прогулок, для ознакомления детей с родным поселком, так же можно провести наблюдения за изменениями  в облике поселка, улиц. Следует привлекать детей к общественно - полезному труду: в благоустройстве двора, в котором живет ребенок, улицы. Дети будут более бережно относиться к тому, что сделано их руками.

 Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.

И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

Мы очень надеемся, что вы, уважаемые родители, понимаете важность и необходимость данной работы, ведь в вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.

Подготовила: воспитатель дошкольного образования Карачун М.И.

свернуть

Консультация для родителей "Семейные традиции – основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Одной из основных задач, стоящими перед учреждениями дошкольного образования является воспитание нравственно – патриотических чувств у детей. Главным условием, которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.          Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Поскольку у современных родителей все чаще наблюдается утеря нравственности и патриотичности, отсутствие ценностей, которые можно передать детям.           В настоящее время большое влияние имеет западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. В то время как культура белорусского народа складывалась тысячелетиями и богата своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором.          

Семья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Именно в семье ребенок познает первый опыт взаимодействия с людьми, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждой семье есть определенные правила и привычки. Семейные традиции и обычаи помогают взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание. В основу традиции всегда закладываются ценность семьи, определяющая норму поведения. Дети, воспитываемые в традициях доброго отношения, проявляют уважение, сострадание, доброжелательность не только к членам своей семьи, но и к другим людям, животным, героям из сказок.

          Роль семейных традиций в жизни детей:

Защита детей родителями, дает возможность оптимистично смотреть на жизнь и чувствовать себя в безопасности. Дети гордятся своей семьёй.          Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи. Детские воспоминания, которые остаются и передаются в следующее поколение.

 

 

Для чего нужны семейные традиции и обычаи?

  • Традиция порождает соблюдение обычаев и помогает рождаться тем понятиям, которые принято называть семейными ценностями.
  • •Традиции развивают чувство постоянства, единства, учат дружбе, взаимопониманию, показывают, насколько сильны семейные узы.
  • •Традиции доставляют удовольствие всем членам семьи. Вот пример самых распространенных традиций, какими они бывают и зачем они нужны.

Вот пример самых распространенных традиций, какими они бывают и зачем они нужны.

1. Традиция «Совместные приемы пищи» Традиция вместе принимать пищу учит нас общаться, слушать и слышать друг друга не на лету, а на протяжении минимум 20 минут. Стоит выбрать хотя бы один из приемов пищи, когда вся семья в сборе. Традиция совместно накрывать стол к ужину и убирать после него тоже отличная идея.

 

2. Традиция "Совместное приготовление пищи "Семейное блюдо" Полезно вместе готовить не только известные блюда, но и что-то новое. Старый рецепт помогает ощутить связь поколений, живую память о тех, кто много лет также готовил это блюдо. Новый - объединить всех в радостном ожидании: получится ли задуманное, будет ли вкусно.

 

3. Традиция «Совместный с детьми досуг» Эта традиция воспитывает в детях доверие и интерес к родителям. Совместный отдых способствует и тому, что ребёнок познаёт мир живой природы, учится относиться к нему бережно, кроме того это возможность беседовать, рассуждать о важном наедине или всем вместе.

 

4. Традиция "Чтение вслух в кругу семьи" Формируется любовь к чтению и к хорошей литературе, в книгах поднимаются нравственные вопросы, которые можно обсудить.

 

5. Традиция "Составление родословной, память о роде" Знание своих корней всегда имело большое значение. Составление родового дерева - то способ осознать преемственность поколений, понять своё место в мире, почувствовать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями.

 

6. Традиция «Совместные игры взрослых с детьми» Пусть это будут разнообразные игры (настольные, спортивные, интеллектуальные, карточные и т.п.), правилам которых вы обучите своих детей. А когда игр наберется уже достаточное количество, можно устраивать турниры по особо полюбившимся развлечениям.

 

7. Традиция «Семейные праздники» Обязательные празднования дней рождений (особенно детских), Нового года, 8 марта и т.д. с непременной подготовкой, сюрпризом для виновника, любимыми вкусностями и желанными гостями.

 

8. Традиция «Сказки на ночь» Сказки на ночь, которые по мере взросления детей может переродиться в рассказы интересных познавательных историй.

 

9. Традиция «Походы», «Рыбалка» Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным шашлычком и всем остальным, что так любимо всеми малышами и взрослыми.

10. Традиция «Культурно-познавательные мероприятия» Посещать музеи, выставки, театры и хорошее кино.

 

Подготовил воспитатель дошкольного образования Степко А.С.

 

 

свернуть
Меню раздела