Советы учителя-дефектолога

Консультация «Массаж карандашами в логопедической коррекции»

16.04.2021

«Массаж карандашами в логопедической коррекции»

  Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что  упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

    В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

    В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный  массаж, заключающийся в сгибании и разгибании  пальцев годовалого малыша,  вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика.

Яркий пример тому –   потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.

Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета, с помощью карандаша.  Такой массаж игры с карандашами будет стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев. Особый интерес массажные упражнения вызывают  у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Рекомендации к проведению данного вида массажа:

  1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно наблюдать, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помоги ребенку или научите его помогать себе второй рукой.
  2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.
  3. Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождать их короткими рифмованными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль за тем, как выполняются заданные движения.

Варианты упражнений:

   1) «Эстафета»

Передача карандаша поочерёдно каждому пальчику из правой в левую руку.

Инструкция: «Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам.

Рифмовка: «Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду».

  2) «Добывание огня»

Прокатывание карандаша ладонями

Инструкция: «Положи карандаш на правую ладошку. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй сделать это сразу с двумя карандашами».

Рифмовка: «Карандаш катать я буду, может быть, огонь добуду».

 3) «Качалочка»

Прокатывание карандаша между пальцами. Массаж межпальцевой зоны.

Инструкция: «Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить».

Рифмовка: «Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет».

Использование перечисленных упражнений доказало следующее:

1) Они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

2) Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

3) Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения пальцев рук и последовательность движений. У ребёнка развивается воображение и фантазия.

3) В результате усвоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Учитель-дефектолог Серебренникова Е.О.

свернуть

Консультация для родителей "Речь родителей – образец для ребёнка"

Речь родителей – образец для ребёнка

 

Любой родитель хочет видеть своего ребѐнка успешным и уверенным в себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая, правильная речь. Не имеет значения, кем в будущем станет ваш ребѐнок. Чѐткая, грамотная речь пригодится в любой сфере деятельности.

Очень большое значение для развития речи ребѐнка имеет речевая среда, в которой он растѐт. Ребѐнок подражает речи взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки и дедушки должны постараться, чтобы их речь была образцом для малыша. Ведь ребѐнок изначально не знает, как нужно правильно говорить. Он обращает внимание на взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать еѐ, постепенно приближаясь к образцу.

Хотелось бы рассказать родителям о некоторых ошибках, которые допускают некоторые из них, общаясь с малышами.

•   Есть такие родители-«молчуны», которые из-за своих индивидуальных особенностей совсем мало разговаривают между собой, почти не общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает в своѐм развитии, поскольку у ребѐнка есть возможность подражать только молчанию. Вот малыш и молчит. Молчать в таких условиях будет даже ребѐнок с нормально развитым речевым аппаратом. Ну, а если у ребѐнка имеются какие-нибудь нарушения в центральном или периферическом отделах речевого аппарата, то ему будет очень сложно начать говорить.

Из этого нужно сделать вывод, что с ребѐнком и в его присутствии нужно разговаривать обязательно. С самых первых дней его жизни необходимо разговаривать с ребѐнком. Речь должна быть эмоциональной, ласковой, сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с малышом способствует его полноценному развитию.

•     Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков, говорят быстро, невыразительно, нечѐтко проговаривают окончания. Таким же образом они разговаривают с малышом, отвечают на заданные ребѐнком вопросы.

В этой ситуации ребѐнок также лишѐн полноценного образца для подражания. Это также может привести его к возникновению речевых проблем.

Чтобы малыш не перенял от вас подобную манеру речи, старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, чѐтко проговаривая окончания слов.

 

•   Иногда случается, что детей дошкольного возраста (а это период активного речевого развития) «отправляют» в деревню к бабушке. Как правило, бабушки больше обращают внимание на физическое здоровье детей, а их речевому развитию не уделяют достаточного внимания.

В таких случаях речь ребѐнка к моменту поступления в школу часто оказывается недостаточно развитой.

  • Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т.е. воспроизводят все недочѐты детской речи. Это также является одним из видов неблагоприятного воздействия на речь ребѐнка.

Последствия такого поведения со стороны взрослых будут негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования своей речи.

Хотелось бы донести до родителей, насколько важно правильно разговаривать с малышом.

Ведь из-за того, что ребѐнок находится в условиях неблагоприятной речевой среды, дефекты речи могут появиться даже у детей с нормально развитым речевым аппаратом. Если у ребѐнка есть какие-нибудь отклонения в речевом аппарате, то последствия могут быть очень серьѐзными.

 

Дорогие родители! У вас есть одно очень важное преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи малыша: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не забывайте о своих возможностях, и у вашего ребѐнка всѐ будет хорошо.

 

Учитель-дефектолог Паталей Е.С.

Материал с сайта - https://infourok.ru

свернуть